Eng ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НОВОСТИ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ Карта сайта

 Области исследований

ИНТЕГРАЦИЯ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ВООРУЖЕНИЯ

Современный комплекс бортового оборудования (КБО) состоит из ряда элементов и подсистем, включающих в свой состав цифровые вычислительные устройства. По сути, КБО представляет собой распределенную вычислительную систему, в периферию которой встроены информационно-исполнительные устройства – радиолокационная станция, оптико-локационная система, навигационная система, станция радиотехнической разведки, станция активных помех, система управления оружием, автоматы выброса помех, система автоматического управления, информационно-управляющее поле кабины, органы управления, различные системы общесамолетного оборудования и др. Общее количество элементов КБО находится в диапазоне от одного до двух и более десятков в зависимости от типа летательного аппарата.

Элементы КБО соединены между собой различными типами цифровых и аналоговых линий связи. По каждой цифровой линии связи может передаваться до тысячи различных параметров с частотами обмена до ста герц. Каждый элемент оборудования выполняет свои функции, в том числе посредством программного обеспечения, реализованного в вычислительном модуле устройства. Если учесть, что ПО каждого модуля разрабатывается различными коллективами программистов, а ПО БЦВС должно функционировать как единое целое, возникает задача интеграции элементов КБО. Интеграция осуществляется на аппаратном, функциональном и программном уровнях. Она проводится в несколько этапов.

На первом этапе осуществляется интеграция на функциональном и программном уровнях. Её проводят на стендах виртуального прототипирования, где реальные элементы бортового оборудования представлены в виде математических моделей. Задается набор динамических тестов. В ходе тестирования осуществляется контроль функций КБО на соответствие спецификациям системных требований, включая протоколы информационного обмена и логику работы систем. На этом этапе, помимо поиска ошибок в ПО, проводится и корректировка самих системных требований. То есть динамические тесты позволяют получить обратную связь между функциями и системными требованиями. Первый этап интеграции играет особенно весомую роль в процессе разработки КБО, когда вновь разрабатываемый комплекс не имеет близких аналогов. То есть в структуре КБО и его функциях происходят существенные изменения по сравнению с предыдущим поколением.

На втором этапе осуществляется интеграция на функциональном, программном и аппаратном уровнях. Её проводят на комплексах полунатурного моделирования, где установлено реальное бортовое оборудования и имитаторы целей, функционирующие в различных диапазонах длин волн. Интеграция осуществляется также с использованием динамических тестов. То есть, осуществляется полунатурное моделирование функционирования КБО, близкое к натурному эксперименту. В процессе интеграции оценивается соответствие реализованных в элементах КБО и КБО в целом функций системным требованиям, осуществляется поиск программных ошибок БЦВС и проверка функционирования аппаратной части КБО. На этом этапе также может осуществляться корректировка системных требований.

На третьем этапе интеграция элементов КБО осуществляется в процессе летного эксперимента. Цели и задачи те же, что и на предыдущем этапе. Натурные работы завершают полную интеграцию элементов КБО, поскольку ряд функций КБО можно проверить только в ходе летных испытаний.

Аналогично осуществляется интеграция КБО и вооружения. Она проходит также в три этапа и является не менее трудоемкой, если учесть что на современных самолетах применяется более десятка различных типов вооружения, а системы управления ракет оснащены БЦВМ, в ряде случаев аналогичными самолетным аналогам.

 


Назад

© ГосНИИАС - GosNIIAS - 2010-2015