Eng ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НОВОСТИ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ Карта сайта

 Новости

 События

ТЕХНОЛОГИЯ УЛУЧШЕННОГО И СИНТЕЗИРОВАННОГО ВИДЕНИЯ

n27916

Ученые «ГосНИИАС» разработали первую отечественную технологию улучшенного и синтезированного видения для пилотов гражданских самолетов и вертолетов. Первые сертифицированные системы улучшенного видения для самолетов гражданской авиации иностранные производители начали выпускать около 10 лет назад. Ни в Советском Союзе, ни в России они не выпускались. Работы по созданию отечественной технологии начались восемь лет назад.

«Технология обеспечивает увеличение дальности видимости объектов аэродромной инфраструктуры за счет вывода на бортовой дисплей обогащенного графического образа (изображения) закабинного пространства на основе совместной обработки сенсорной (от разноспектральных датчиков технического зрения) и геопространственной информации» - говорит Визильтер Ю.В. (начальник научного подразделения, профессор РАН).

Во время съемок для программы «Утро России», которые проходили на территории «ГосНИИАС» в августе этого года, наши специалисты продемонстрировали ряд последних разработок в области улучшенного и синтезированного видения в составе универсального стенда прототипирования информационно-управляющего поля перспективной кабины экипажа.

В сюжете подробно рассказывалось, о том, как новейшая авионика позволяет посадить самолет даже в кромешной тьме – на полосу с выключенными посадочными огнями. А сделать это позволяет система синтезированного видения.

«Задача решается методами трехмерной компьютерной графики. В бортовом вычислителе по заложенной в базе цифровой модели местности генерируется трехмерная картинка закабинного пространства», - говорит Выголов О.В. (начальник лаборатории систем улучшенного и синтезированного видения).

n27916

n27916

Пример работы системы синтезированного видения в составе стенда прототипирования:
слева – закабинная обстановка при моделировании захода на посадку в аэропорту Сочи (Адлер);
справа – кадр синтезированного видения на программном имитаторе ИЛС.

Правда, есть опасность, что на земле что-то поменяется, скажем, на взлетно-посадочной полосе неожиданно появится препятствие. Поэтому инженеры разработали еще одну систему – улучшенного видения.

n27916

Прототип системы улучшенного видения для самолетов гражданской авиации – небольшой прибор весом 2,5 кг. Прошел стадии стендовой отработки и первичных летных экспериментов на самолете авиации общего назначения и готов к стадии летных испытаний. Система соответствует требованиям международного стандарта RTCA DO-315 и со временем может заменить аналогичные импортные системы зарубежных разработчиков в отечественных воздушных судах.

«Блок включает в себя 3 камеры. Это камеры телевизионная, снимающая в видимом диапазоне спектра, ближний и дальний каналы ИК. Применяя специальные алгоритмы объединения изображений, мы получаем более информативную картинку, чем по каждому каналу в отдельности», - Выголов О.В.

n27916

n27916

Слева – изображение от ТВ камеры, справа – изображение от СУВ.

Эту картинку можно использовать саму по себе или наложить на синтезированную. Это уже называется комбинированным видением.

n27916

n27916

n27916

В основе комбинированного видения – алгоритм, который опирается на методы фотограмметрии. При заходе на посадку в условиях ограниченной видимости автоматика ищет опорные объекты с известным геопространственным положением – объекты аэродромной инфраструктуры, рельеф местности. Исходя из этой информации, виртуальная камера формирует 3D-проекцию закабинной обстановки, накладывает на нее изображение от реальной камеры, и передает совмещенное (скомбинированное) изображение на экран индикатора.

Технология улучшенного и синтезированного видения отрабатывается в составе универсального стенда прототипирования информационно-управляющего поля перспективной кабины экипажа, разработанного специалистами ГосНИИАС.

Универсальный стенд прототипирования может превращаться в кабину пилотов практически любого воздушного судна.

На нем специалисты ГосНИИАС вместе со специалистами самолетостроительных компаний и экспертами тестируют разработки в области информационно-управляющего поля кабины экипажа.

n27916

Вместо множества небольших индикаторов и сигнализаторов применяются большие жидкокристаллические дисплеи, отображающие всю необходимую информацию. Причем на них индицируется  только то, что нужно пилоту в данный момент времени, в зависимости от этапа и условий полета. Самые важные данные выводятся на индикатор на лобовом стекле.  Применение такого индикатора позволяет пилоту в наиболее напряженные моменты захода на посадку и приземления  одновременно видеть  необходимую информацию на фоне  посадочной полосы.

«Чем напряженнее этап и чем ближе самолет к посадочной полосе, тем меньше объем информации выводится экипажу на индикатор. Отображается только самое необходимое: высота, скорость, вертикальная скорость, угловое положение самолета. Это позволяет пилоту лучше оценивать обстановку в районе посадочной полосы и предпринимать необходимые действия» - Златомрежев В.И., (начальник лаборатории систем экранной индикации и систем обучения ГосНИИАС).

По словам Златомрежева В.И., - «Предстоит большая работа по внедрению в кабину экипажа гражданского воздушного судна пультов и дисплеев с сенсорными экранами».

n27916

В разработке приняло участие несколько отечественных предприятий, в том числе ООО «Квантово-оптические системы», АО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем», АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро».

«Системы улучшенного и синтезированного видения, а точнее, их прототипы, разработанные «ГосНИИАСом», имеют серьезную перспективу в гражданской авиации», - считает Генеральный конструктор – вице-президент по инновациям ПАО «ОАК» Сергей Коротков. – «Высокий уровень моделирования закабинной обстановки необходим для принятия решений экипажем при совершении захода на посадку, посадки, руления в сложных метеорологических условиях и в условиях ограниченной видимости. Выработка новых решений в области отечественной авионики наиболее актуальна сегодня, когда большинством производителей взят курс на импортозамещение».


Назад

© ГосНИИАС - GosNIIAS - 2010-2015