Eng ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НОВОСТИ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ Карта сайта

 Новости

 События

ФГУП «ГосНИИАС» НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ!

n5816-7

Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом России В.В. Путиным,  одними из приоритетных направлений деятельности государства в Арктике являются комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны, развитие науки и технологий, обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.

В апреле текущего года специалисты ФГУП «ГосНИИАС» благополучно выполнили задачу по организации и проведению экспериментальных исследовательских работ по использованию в условиях Арктики в интересах государственной и гражданской авиации системы автоматического зависимого наблюдения радиовещательного типа режима 4 (АЗН-В VDL-4), разворачиваемой в Российской Федерации по утвержденной Минтрансом России программе «Внедрение средств вещательного автоматического наблюдения (2011 – 2020 годы)».

n5816-1

Предварительно ФГУП «ГосНИИАС» совместно с ООО «Фирма «НИТА» и Командованием Военно-транспортной авиации (ВТА) в октябре 2015 г. с положительными результатами провели исследовательскую проверку по применению в интересах ВТА бортовых и наземных аппаратно-программных средств (АПС) системы АЗН-В VDL-4 на базе аэродрома Мигалово (г. Тверь) с участием трех самолетов Ил-76МД. Была подтверждена возможность безрадарного контроля за воздушными судами со стороны группы руководства полетами и системой ОрВД, реализации ситуационной осведомленности за счет взаимного наблюдения воздушных судов, а также других стационарных и мобильных объектов, в том числе на площадке десантирования, эффективное решение задачи поиска и спасания.  Решением Главнокомандующего Воздушно-космическими силами одобрено продолжение указанных исследовательских работ в Арктике.

В январе 2016 г. по обращению командующего Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенанта В.В. Бенедиктова специалисты института приступили к организации экспериментальных исследовательских работ в рамках подготовки мероприятий по авиационному обеспечению развертывания и деятельности высокоширотной арктической экспедиции (ВШЭ) «Барнео-2016», проводимых Экспедиционным центром Русского географического общества и Росавиацией.

n5816-3

Силами специалистов института проведены мероприятия по разработке и утверждению разработчиками эскизной конструкторской документации, а также по оснащению по временной схеме оборудованием АЗН-В VDL-4 семи воздушных судов:

  • три самолета Ил-76МД и самолет Ан-72 государственной авиации (Тверь, Чкаловский);

  • n5816-4

    самолет Ан-74 авиакомпании ООО «ПМА «ШАР ИНК.ЛТД» (Москва);

  • два вертолета Ми-8Т авиакомпании «Аэро Гео» (Красноярск).

Проведены занятия и тренажи с летным составом экипажей по особенностям использования бортового оборудования АЗН-В VDL-4 на период проведения экспериментальных исследовательских работ в Арктике.

Специалисты подразделения 1900 Сычев Игорь Алексеевич и Чернышев Юрий Петрович в составе группы специалистов Экспедиционного центра РГО, возглавляемых Глаголевым Дмитрием Анатольевичем, приняли непосредственное участие в подготовке и выполнении полетов самолета Ил-76МД с аэродрома Мурманск в район Северного полюса на десантирование грузов и парашютистов при развертывании высокоширотной арктической экспедиции.

В скором времени, Басов Виталий Владимирович (сотрудник подр. 1900), отправился «покорять» Северный полюс. В течение недели Басов В.В. жил в полярных условиях на ледовом аэродроме Барнео, с патриотическим настроением и настроем занимался оказанием технической помощи по установке и эксплуатации оборудования АЗН-В VDL-4 в период деятельности высокоширотной арктической. Силами специалистов ООО «Фирма «НИТА» обеспечено развертывание и техническое сопровождение эксплуатации малогабаритной станции АЗН-В VDL-4 в интересах руководителя полетов аэродрома Барнео, что позволило реализовать возможность наблюдение воздушных судов на дальности до 300 км.

n5816-10

Основными задачами экспериментальных исследований являлись:

  • отработка (уточнение) информационного взаимодействия объектов по линиям передачи данных «борт-борт» и «борт-земля-борт» в части задач наблюдения за воздушной обстановкой на маршрутах полетов в реальном масштабе времени;

  • оценка возможности использования и внедрения АЗН-В VDL-4 в интересах задач ВТА в Арктическом регионе для повышения безопасности полетов в воздушном пространстве, наблюдения за воздушными судами при полетах по маршрутам, повышения эффективности управления воздушными судами при построении и групповых полетах, решении задач десантирования, обеспечения взаимодействия с ГРП, объектами на площадке приземления, обеспечения посадки на маркированную средствами АЗН-В ВПП ледового аэродрома, расположенного на дрейфующей льдине, и др.;

  • определение максимальной дальности взаимодействия АПС АЗН-В VDL-4 между воздушными судами и мобильной наземной командной станцией (МНКП) управления полетами/десантированием, а также дальности наблюдения малогабаритных  АПС АЗН-В в рамках программы полетов по авиационному обеспечению ВШЭ;

  • оценка работоспособности АПС АЗН-В, в том числе в малогабаритном исполнении, в арктических погодных и высокоширотных географических условиях;

  • реализация передачи оперативной метеоинформации «METAR» по линии «земля-борт»;

  • отработка рекомендаций по внедрению комплексной технологии АЗН-В для наблюдения за участниками воздушного движения, наземными и иными объектами, организации взаимодействия при выполнении задач в Арктическом регионе.

n5816-2

n5816-61

Благодаря использованию функциональных возможностей оборудования АЗН-В VDL-4 была реализована миссия по обеспечению взаимного наблюдения участников эксперимента, взаимодействия при решении задач десантирования и посадки воздушных судов на дрейфующую льдину.  С помощью разработанного в подр. 1900 малогабаритного оборудования (радиомаячков) АЗН-В VDL-4, (один из которых представлен в нашем музее), обеспечивалось предоставление информации о положении ВПП на электронном планшете пилота, в результате чего экипажи смогли благополучно выполнять заход на посадку.

n5816-5

n5816-81

Результаты эксперимента подтвердили целесообразность использования системы АЗН-В VDL-4 для обеспечения деятельности гражданской и государственной авиации в Арктике. ФГУП «ГосНИИАС» планирует продолжение дальнейшего сотрудничества с ВТА и «Русским географическим обществом».


Назад

© ГосНИИАС - GosNIIAS - 2010-2015