Ru RESEARCH TECHNOLOGIES NEWS CONTACTS LINKS Site Map

GosNIIAS SCIENTIFIC SCHOOLS
Methods of data processing in modern control systems

Chief: Academician of the Russian Academy of Science Fedosov E.A.
The Grant of the President of the Russian Federation on the state support of leading scientific schools of the Russian Federation - NSh-1783.2003.8

The scientific school of the Academician of the Russian Academy of sciences of E.A.Fedosov has developed in 1970-1980 on the basis of development of problems of data processing in complex dynamic control systems for special objects. Within the framework of scientific school such leading specialists have grown in the field of control processes and data processing as Corresponding member of Russian Academy of Science G.G. Sebryakov, professor, Doctor of Technical Sciences Stefanov V.A., professor, Doctor of Technical Sciences Insarov V.V., professor, Doctor of Technical Sciences S.Yu. Zheltov. The recognized leader is the Academician of Russian Academy of Science E.A. Fedosov, whose merits in development of control problems and data processing are marked by a number of Government Awards.

In 1970-1980 in connection with creation of a new generation onboard special systems a number of new high technology problems of data processing in complex fields of various physical nature have appeared. Further, with development of means of digital data processing and appearance of new high-resolution sensors of the information, the sphere of scientific interests of school shifted to problems of processing and analysis of images, detection of model objects in images in complex noise conditions.

One of the important problems arising in the given domain, is the problem of operative preparation of flying missions of flight vehicles which in turn dictates necessity of creation of methods of automated construction of computer models of objects and scenes of the real world, three-dimensional reconstruction and analysis of three-dimensional scenes.

The further progress of methods of computer vision and the requirement to automate processes of data processing demands the solution of problems of control over complex technical and robotic systems on the basis of a complex data processing from sensors of various physical nature.

From the moment of origin of Academician E.A. Fedosovs scientific school it was focused on solution of particular applied problems at development of fundamental bases of problems of data processing and construction of technological approaches that were further realized in particular physical devices on the basis of modern computer facilities.

The urgency of the studied problems is confirmed by implementation of the developed methods in particular technical and technological developments. The most significant applications of the developed methods are created in interests of the defense industry - control and guidance systems of special objects, target recognition systems in the given conditions, including in complex noise conditions. The scientific school conducted in-deep development of problem of robotic methods creation of data processing in conditions of great variability. An essential step in development of such methods was usage of three-dimensional representations of scenes and objects for control and navigation.

The significant contribution of scientific school are:

  • Development of correlation and quasi-correlation methods of data processing about physical fields for control of special flight vehicles;

  • Development of hybrid methods of control for systems with random parameters and random structure;

  • Development of methods of the detection based on the analysis of characteristic features of physical fields;

  • Development of methods of image analysis with usage of model (including three-dimensional) descriptions.

During the last years the important direction of researches of scientific school is development of methods of data processing from multi-sensor systems that allows to solve problems of control in complex noise conditions. Development of methods of data processing of stereoscopic systems of computer vision has allowed to increase robustness and reliability of control systems. A number of developments conducted in the world was stimulated by researches of our scientific school. These are such as system development of machine stereo vision for intelligent transport systems, development of automatic identification systems on the basis of image processing, systems of contactless videometric measurements for medical applications, fast creation of prototypes.

At present the goal of researches of scientific school is development of methods of computer vision to solve problems of pattern recognition and image processing, detection of model objects on images in complex noise conditions, methods of the automated construction of computer models of objects and scenes of the real world, three-dimensional reconstruction and analysis of three-dimensional scenes, control over complex technical and robotic systems on the basis of complex processing of data from sensors of various physical nature.

The scientific school conducts development of principles of technical vision construction for various applied problems, such as navigating and guidance, high-precision measurement of parameters of parts of the observed scene, tracking objects, three-dimensional reconstruction of the observed scene and detection of the given three-dimensional structures in it. The school conducts and carries out researches on development  of numerical - analytical and numerical methods of deformation mechanics of solid-state bodies, approaches to numerical - analytical and numerical models of composite shells mechanics, methods of optimization of inhomogeneous materials, structures and systems.

Specialists of scientific school are the center of the collective that executes projects in priority directions of the Federal target program National technological basis (section Technology of information systems). The scientific school introduces the essential contribution to fulfilment of some federal target programs and grants of the Russian fund of basic researches (RFFI) and Ministry of Education.

The basic recent scientific results of scientific school have found reflection in the following monographies:

  • Air Defense Aviation of Russia and technological progress: Battle complexes and systems yesterday, today, tomorrow / Under edition of E.A. Fedosova, M: Drofa, 2001.

  • S.N. Vasil'ev, F.K. Zherlov, E.A. Fedosov, B.E. Fedunov. Intellectual control of dynamic systems. Moscow, 2000.

  • E.A. Fedosov, K.S. Kolesnikov, G.G. Sebryakov. Engineering, the encyclopedia, vol. 1-4, Automatic control. Theory. Moscow, 2000.

  • Bakulin V.N., Obraztsov I.F., Potopakhin V.A. Dynamic problems of the non-linear theory of multilayer shells. Action of intensive thermal-force loads, massed flows of energy - M. Nauks. Fizmatlit, 1998.

  • Control and behaviour of unmanned manoeuvrable flight vehicles on the basis of modern information technologies./Under edition of. M.N. Krasil'shchikov and G.G. Sebryakov - M. Fizmatlit, 2003.

Work of leading members of the scientific school is marked by the State awards and premiums. The Academician of the Russian Academy of Science Fedosov E.A. is awarded with the Lenin and State premium, awarded with Academician B.N. Petrov medal; Corresponding member of the Russian Academy of Science Sebryakov G.G. - with the Academician B.N. Petrov Premium.

The collective of scientific school is the stable and steady formation, united by strongly pronounced leader - Academician E.A. Fedosov. Under his guidance the following specialists became outstanding scientists: Corresponding member of the Russian Academy of Science Sebryakov G.G., professor, Doctor of Technical Sciences Zheltov, who, in turn, conduct scientific guidance over new perspective post-graduate students and junior specialists.

The scientific school has deserved recognition in Russia and abroad. International conferences conducted by the school testify to it, such as conference on computer vision under presidency of Academician Fedosov E.A. (1995), invitation of leading members of school to present their plenary reports on the analysis of a current state of problems of computer vision at such international forums as IFAC Symposium (St. Petersburg, 2002), XVIII (Vienna, 1996) and XIX (Amsterdam, 2000) Congresses of  ISPRS (International Society of Photogrammetry and Remote Sounding). Members of scientific school participate in activity of international workgroups on problems of computer vision of international societies SPIE (International society on Optical Engineering), ISPRS, IFAC.


Back

- GosNIIAS - 2010-2015

Eng ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НОВОСТИ КОНТАКТЫ ССЫЛКИ Карта сайта

НАУЧНАЯ ШКОЛА ФГУП «ГосНИИАС»
«Методы обработки информации в современных системах управления»

Руководитель: Академик РАН Федосов Е.А.
Грант Президента Российской Федерации по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации - НШ-1783.2003.8

Научная школа академика Российской Академии наук Е.А. Федосова сложилась в 70-80 годы на основе разработки проблем обработки информации в сложных динамических системах управления специальными объектами. В рамках научной школы сформировались и выросли такие ведущие специалисты в области процессов управления и обработки информации как член-корреспондент РАН Г.Г. Себряков, профессор д.т.н. Стефанов В.А., профессор д.т.н. Инсаров В.В., профессор д.т.н. С.Ю. Желтов. Признанным лидером является академик РАН Е.А. Федосов, заслуги которого в разработку проблем управления и обработки информации отмечены рядом Правительственных наград.

В 70-80 годы в связи с созданием нового поколения бортовых спецсистем  проявился ряд новых наукоемких проблем обработки информации о сложных полях различной физической природы. В дальнейшем с развитием средств цифровой обработки информации и появлением новых высокоразрешающих датчиков информации в сфере научных интересов школы оказались проблемы обработки и анализа изображений, обнаружения на изображениях модельных объектов в сложных помеховых условиях.

Одной из важных задач, возникающих в данной предметной области, является задача оперативной подготовки полетных заданий летательных аппаратов, которая в свою очередь диктует необходимость создания методов автоматизированного построения компьютерных моделей объектов и сцен реального мира, трехмерной реконструкции и анализа трехмерных сцен.

Дальнейший прогресс методов машинного зрения и требования автоматизации процессов обработки информации требует решения проблем управления сложными техническими и робототехническими системами на основе комплексной обработки информации от датчиков различной физической природы.

С момента зарождения научной школы академика Е.А. Федосова она отличалась ориентированностью на решение конкретных прикладных задач при разработке фундаментальных основ проблем обработки информации и построение научно-технических подходов, реализуемых в дальнейшем в виде конкретных физических устройств на базе современной вычислительной техники.

Актуальность исследуемых проблем подтверждается реализацией разработанных методов в конкретных технических и технологических разработках. К наиболее значимым приложениям разработанных методов следует отнести созданные в интересах оборонной промышленности системы управления и наведения специальных объектов, системы обнаружения целей в заданной обстановке, в том числе и в сложных помеховых условиях. Научной школой проведена глубокая разработка проблемы создания робастных методов обработки информации в условиях сильной изменчивости. Существенным шагом в разработке таких методов явилось использование трехмерных представлений сцен и объектов для управления и навигации.

Значительным вкладом научной школы являются:

  • Разработка и развитие корреляционных и квазикорреляционных методов обработки данных о физических полях для управления специальными летательными аппаратами;

  • Разработка гибридных методов управления для систем со случайными параметрами и случайной структурой;

  • Разработка методов обнаружения, основанных на анализе характерных черт физических полей;

  • Разработка методов анализа изображений с использованием модельных (в том числе и трехмерных) описаний.

Последние годы важным направлением исследований научной школы является разработка методов обработки информации от многодатчиковых систем, что позволяет решать задачи управления в сложных помеховых условиях. Разработка методов обработки информации стереоскопических систем машинного зрения позволила повысить робастность и надежность систем управления. Ряд проводимых в мире разработок стимулированы исследованиями научной школы. Это такие как разработка систем машинного стереозрения для интеллектуальных транспортных систем, разработка систем автоматической идентификации на основе обработки изображений, системы бесконтактных видеометрических  измерений для медицинских приложений, быстрого прототипирования.

В настоящее время целью исследований  научной школы яявляется разработка методов компьютерного зрения для решения проблем распознавания образов и обработки изображений, обнаружения на изображениях модельных объектов в сложных помеховых условиях, методов автоматизированного построения компьютерных моделей объектов и сцен реального мира, трехмерной реконструкции и анализа трехмерных сцен, управления сложными техническими и робототехническими системами на основе комплексной обработки информации от датчиков различной физической природы.

Научная школа ведет разработку принципов построения систем технического зрения для различных прикладных задач, таких как навигация и наведение, высокоточное измерение параметров элементов наблюдаемой сцены, слежение за объектами, трехмерная реконструкции наблюдаемой сцены и обнаружение в ней заданных трехмерных структур. Школой ставятся и проводятся исследования по разработке и развитию численно-аналитических и численных методов механики деформированного твердого тела, развиваются подходы, численно-аналитических и численных моделей механики слоистых оболочек, методы оптимизации неоднородных материалов, конструкций и систем.

Специалисты научной школы составляют ядро коллектива, выполняющего проекты по приоритетным направлениям Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» (раздел «Технологии информационных систем»). Научная школа вносит существенный вклад в выполнение ряда федеральных целевых программ и грантов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Минобразования.

Основные научные результаты научной школы за последнее время нашли свое отражение в следующих монографиях:

  • Авиация ПВО России и научно-технический прогресс: Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра/ Под ред. Е.А. Федосова, М: Дрофа, 2001.

  • С.Н. Васильев, Ф.К. Жерлов, Е.А. Федосов, Б.Е. Федунов. Интеллектное управление динамическими системами. Москва, 2000.

  • Е.А. Федосов, К.С. Колесников, Г.Г. Себряков. Машиностроение, энциклопедия, т. 1-4, Автоматическое управление. Теория. Москва, 2000.

  • Бакулин В.Н., Образцов И.Ф., Потопахин В.А. Динамические задачи нелинейной теории многослойных оболочек. Действие интенсивных термосиловых нагрузок, концентрированных потоков энергии - М. Наука. Физматлит, 1998.

  • Управление и поведение беспилотных маневренных летательных аппаратов на основе современных информационных технологий./ Под ред. М.Н. Красильщикова и Г.Г. Себрякова – М. ФИЗМАТЛИТ, 2003.

Работа ведущих членов научной школы отмечена Государственными наградами и премиями. Академик РАН Федосов Е.А. удостоен Ленинской и Государственной премии, награжден медалью им. Акад. Б.Н. Петрова, член-корреспондент РАН Себряков Г.Г. - Премией им. Акад. Б.Н. Петрова.

Коллектив научной школы является стабильным устойчивым образованием, объединяемым ярко выраженным лидером – академиком Е.А. Федосовым. Под его руководством стали видными учеными член-корреспондент РАН Себряков Г.Г., профессор, д.т.н. Желтов, которые в свою очередь, ведут научное руководство новыми перспективными кадрами аспирантов и молодых специалистов.

Научная школа имеет заслуженной признание, как в России, так и за рубежом. Об этом свидетельствуют проводимые ею международные конференции, такие как конференция по машинному зрению под председательством акад. Федосова Е.А. (1995), приглашения ведущих членов школы для выступлений с пленарными докладами по анализу текущего состояния проблем машинного зрения на таких международных форумах как Симпозиум IFAC (Санкт-Петрбург, 2002 г.), XVIII (Вена, 1996 г.) и XIX (Амстердам, 2000 г.) Конгрессы ISPRS (Международного общества фотограмметрии и дистанционного зондирования). Члены научной школы участвуют в деятельности международных рабочих групп по проблемам машинного зрения международных обществ SPIE (Международное общество по оптической технике), ISPRS, IFAC.


Назад

© ГосНИИАС - GosNIIAS - 2010-2015