Путь к
вершине никогда не бывает легким. Жизнь
Евгения Александровича — верный тому пример.
Его личная история уникальна и полна
неожиданных поворотов, отражающих богатую
историю развития авиации XX века.
Е.А. Федосов — крупный ученый в области процессов управления авиационной техникой, главным образом систем управления боевых режимов военных самолетов и авиационного вооружения, а также авионики гражданских самолетов.
Евгений Александрович Федосов родился 14 мая 1929 года в Москве, в Телеграфном (ныне — Архангельском) переулке. В 1947 году Евгений поступал в Московский механический институт (будущий МИФИ) на инженерно-физический факультет, однако не прошел по конкурсу.
На конструкторский факультет идти отказался, так как хотел заниматься физикой. В итоге Евгений Федосов поступил в МВТУ (ныне МГТУ им. Баумана) по специальности «Электромеханические приборы», выбрав совершенно новое для тех лет направление — радиолокацию.
Обучаясь на старших курсах института, Евгений проходил практику в НИИ-2 МАП. Сегодня это — Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС). Здесь он и защитил диплом по теме «Кормовая пушечная установка для самолета Ил-40».
Поступив в очную аспирантуру МВТУ (1953–1956 гг.), Евгений в 1953 году был принят по совместительству на работу в НИИ-2 на должность старшего инженера. Именно с этим институтом впоследствии он свяжет всю свою жизнь.
В 1954 году
НИИ-2 было поручено научно-техническое
сопровождение разрабатываемых ракет класса
«воздух-воздух». Соответствующие работы в
НИИ-2 были поручены начальнику лаборатории
Ю.И. Топчееву, который привлек к этой работе
аспиранта Федосова, знакомого ему по
дипломному проекту. Так Евгений
Александрович возглавил коллектив, который
работал над самонаводящейся ракетой К-8 (она
же Р-8). За эту работу он был награжден
орденом «Знак Почета». В мае 1956 года
Федосов блестяще защитил кандидатскую
диссертацию по теме «Динамическая точность
самонаводящихся снарядов класса
«воздух-воздух». Ее основой стали материалы
по первой принятой на вооружение
отечественной самонаводящейся ракете класса
«воздух-воздух» Р-8. Это была первая работа
в стране, которая на уровне 1950-х годов
обобщала вопросы точности, определявшие и
боевую эффективность, и философию построения
ракеты. В дальнейшем Федосов участвовал в
создании практически всех отечественных
самонаводящихся ракет класса «воздух-воздух»
и «воздух-поверхность». В 1957-м группа
Федосова изучает динамику противоракет с
задачами перехвата в режиме самонаведения. В
это же время начинается создание в институте
своей первой, уникальной вычислительной
машины ЭВМ ВДМ-101, позволившей подготовить
специалистов-математиков к работе со
сложными вычислительными машинами. В 1959
году Федосова назначают на должность
заместителя начальника института по научной
части. Он также становится руководителем направления, занимающегося исследованиями по динамике управляемого авиационного вооружения.
Это — новая страница в истории ГосНИИАС, потому что с развитием этого направления институт полностью перешел на тематику, связанную с автоматизацией боевых режимов полета.
В марте 1966
года Федосов был назначен первым
заместителем руководителя института, а в
следующем году защитил докторскую
диссертацию в МВТУ по теме «Спектральный
анализ систем со случайными параметрами».
Будучи первым заместителем начальника
института, Федосов курировал широкую область
научной деятельности института: не только
работы по управляемому оружию и режимам
управления самолетом, но и совместимости
оружия и летательных аппаратов,
эффективности систем. 11 сентября 1970 года
Евгений Александрович Федосов был назначен
начальником института. В
период руководства Федосова институт стал
крупнейшим научным центром системных
исследований. Была создана уникальная
экспериментальная база, комплексы
полунатурного моделирования, стенды
комплексных воздействий, цифровые
операционные модели. В конце 1980-х годов
институт вместе с филиалами стал крупнейшим
научным коллективом страны, численностью
более 9000 человек. Институт был награжден
орденом Трудового Красного Знамени.
Постановлением Правительства РФ от 29.03.94
№ 247 институту присвоен статус
Государственного научного центра. В 1979
году Федосов был избран
членом-корреспондентом Академии наук СССР по
специальности «Процессы управления»
отделения «Механики и процессов управления»,
а через пять лет в 1984 году —
действительным членом (академиком) Академии
наук СССР (ныне Российской академии наук). С
1994 г. — академик, член президиума
Российской академии ракетных и
артиллерийских наук. В 1990-е годы Евгений
Александрович сумел сохранить институт,
несмотря на практически полное прекращение
финансирования оборонных заказов. Была
проведена диверсификация деятельности и
развернуты конверсионные работы в области
авионики гражданских самолетов, управления
воздушным движением и информационных
технологий.
В 2006 году
Евгений Александрович оставил пост
генерального директора ГосНИИАС и занял
должность научного руководителя института. В
настоящее время Федосов Е.А. руководит
работами на стендах полунатурного
моделирования по отработке боевых режимов
самолетов дальней авиации. По гражданскому
самолету МС-21 на стенде «Электронная птица
МС-21» с участием Федосова осуществляется
комплексирование авионики с отечественными
системами и агрегатами с параллельным
процессом сертификации. Также ведутся работы
на стенде «Электронная птица SJ-100» по
отработке бортового оборудования SJ-100.
Жизненный, трудовой и творческий путь академика Евгения Александровича Федосова — от студента до академика является примером возможностей, которые десятилетиями создавались и сохраняются в институте.
Евгений Александрович смог сформировать и воспитать кадровую элиту авиационной отрасли и внес неоценимый вклад в патриотическое воспитание целого поколения научных кадров,
заложив традиции, которые и по сей день служат ориентирами и путеводными звездами для коллектива ГосНИИАС.
|