 |
Внешнее/концептуальное проектирование и оценка эффективности перспективных образцов авиационной техники и боевых авиационных комплексов
Внешнее/концептуальное проектирование представляет собой методологию формирования и обоснования основных характеристик авиационноого вооружения и военной техники с целью выработки оптимального технического решения, оценки эффективности и стоимости будущих образцов авиационного вооружения и военной техники.
На этапе создания научно-технического задела для разработки образцов авиационного вооружения и военной техники должны быть выбраны и обоснованы основные обликовые характеристики разрабатываемых образцов техники и показана их достижимость.
Основным инструментом проведения исследований в рамках технологии внешнего проектирования является системный анализ и математическое моделирование, подкреплённые высочайшей квалификацией специалистов института, проведение оценки эффективности и поиск оптимальных решений, в том числе в условиях многокритериальности, наличия неопределённостей и случайных факторов.
|
  |
|
|
|
|
 |
Проведение научных исследований в области бортового оборудования и авиационных систем
ФГУП «ГосНИИАС» ведёт широкий спектр научно-исследовательских работ в области авиационных систем различных уровней – от бортовых подсистем и оборудования до систем организации и управления воздушным движением. Результаты научных исследований ложатся в основание идеологии перспективных разработок авиационной техники и оборудования, а также создания новых технологий..
|
|
|
|
|
 |
Сопровождение опытно-конструкторских работ в области бортового оборудования и авиационных систем
ФГУП «ГосНИИАС» работает в глубокой кооперации с ведущими отечественными производителями авиационной техники и бортового оборудования. Научное сопровождение разработки комплекса бортового оборудования на этапе опытно-конструкторских работ позволяет принимать максимально верные конструктивные решения, экономить средства на этапе комплексирования оборудования и ускорять внедрение в производство новых образцов авиационной техники и бортового оборудования.
|
|
|
|
|
 |
Создание функционального программного обеспечения
ФГУП «ГосНИИАС» активно развивает направление создания ФПО, что вызвано цифровизацией и интеллектуализацией бортовых систем, всё большим числом бортовых функций, которые меняют реализацию с аппаратной на программную.
Если ещё 30-40 лет назад программного кода на борту, как и на земле, не существовало, то сейчас его объём приближается к миллиарду строк, количество реализованных программным образом бортовых функций исчисляется сотнями.
ФГУП «ГосНИИАС» – ведущая организация авиационной отрасли России по разработке цифрового комплекса бортового оборудования современных летательных аппаратов и боевых авиационных комплексов.
Разработка ФПО ведётся в соответствии с требованиями ГОСТов, которые отражают специфику современных требований к процессам создания авиационного вооружения и военной техники, а также разработки и сертификации гражданской авиационной техники.
Институтом налажена система сертификации ФПО как самостоятельного продукта, а также в составе летательных аппаратов, ведётся работа по созданию отечественной бортовой операционной системы реального времени.
|
|
|
|
|
 |
Имитационное моделирование
Одним из направлений математического моделирования является имитационное моделирование, которое в последнее время приобретает особое значение при решении сложных технических и организационных задач.
Значимыми признаками имитационного моделирования являются динамичность моделируемых процессов и возможность прогнозирования поведения сложных технических и организационных систем во времени.
В институте с помощью методов имитационного моделирования проводится оценка транспортных потоков в интересах организации воздушного движения, анализ боевых действий и многое другое.
Методы имитационного моделирования позволяют оценивать эффективность принимаемых решений.
Программно-аппаратные комплексы, созданные во ФГУП «ГосНИИАС», приняты в эксплуатацию во ФГУП «Государственная корпорация организации воздушного движения в Российской Федерации», а также прошли всестороннюю проверку в Министерстве обороны РФ, получив высокую оценку.
|
|
|
|
|
 |
Работы в области создания технологий «искусственного интеллекта»
ФГУП «ГосНИИАС» ведёт исследования по применению технологий «искусственного интеллекта» и глубокого обучения в авиационных применениях.
|
|
|
|
|
 |
Математическое моделирование и прототипирование
ФГУП «ГосНИИАС» – лидер авиационной отрасли России в разработке методов математического моделирования и создания математических моделей сложных процессов, связанных с управлением летательными аппаратами, авиационными боевыми комплексами и средствами поражения.
Это подразумевает создание моделей объектов высочайшей сложности и среды их функционирования, обеспечивая степень достоверности, сравнимую с результатами лётных экспериментов.
В институте созданы и развиваются научные школы. Постоянно ведётся поиск новых концепций, подходов и решений.
Использование технологии виртуального прототипирования на ранних этапах проектирования позволяет избежать крупных инженерных ошибок, что позволяет экономить время и финансы в процессе разработки новых летательных аппаратов.
|
|
|
|
|
 |
Комплексирование систем и оборудования
Вовлечённость специалистов ФГУП «ГосНИИАС» в разработку авиационной техники и вооружения на самых ранних стадиях обеспечивает глубокое знание разрабатываемых комплексов.
Основными задачами при комплексировании систем и оборудования являются:
-
интеграция комплекса бортового оборудования и его элементов;
-
интеграция авиационного вооружения в единую систему управления летательного аппарата с участием экипажа;
-
отработка специализированного и бортового программного обеспечения летательных аппаратов гражданского и военного назначения.
|
|
|
|
|
 |
Полунатурное моделирование
ФГУП «ГосНИИАС» является пионером и лидирующей организацией в области разработки и создания комплексов полунатурного моделирования в авиационной отрасли России.
Полунатурное моделирование – это метод исследования, при котором элементы действующей математической модели (виртуального прототипа) заменяются реальной аппаратурой по мере её создания. В данном случае речь идёт о комплексе бортового оборудования и вооружения. Работы по полунатурному моделированию в институте ведутся с 50-х годов прошлого столетия.
Первоначально использовались аналоговые вычислительные машины. По мере развития вычислительной техники совершенствовались как техническая оснащённость, так и методы моделирования. Сегодня технологии полунатурного моделирования, разрабатываемые в институте, обеспечивают достоверность результатов, соответствующую лётным испытаниям.
Основные задачи полунатурного моделирования, проводимого ФГУП «ГосНИИАС»:
-
сокращение сроков разработки;
-
уменьшение числа ошибок на этапах создания реальной аппаратуры;
-
снижение затрат при создании и проведении лётных испытаний авиационного вооружения и военной техники;
-
обеспечение безопасности полётов;
-
отработка перспективных функций в процессе эксплуатации и модернизации авиационной техники.
|
|
|
|
|
 |
Сопровождение лётных испытаний
Помимо испытаний отдельных узлов, агрегатов и систем авиационного вооружения, специалистами ФГУП «ГосНИИАС» разрабатываются программы лётных испытаний авиационных комплексов.
Создан специализированный мобильный испытательный полигонный комплекс.
Практически в режиме реального времени обеспечивается обработка результатов лётных испытаний. Основной задачей является комплексный подход, гарантирующий полноту проводимых испытаний и их безопасность при минимизации временных и материальных затрат.
|
|
|
|
|
 |
Сертификация испытательного оборудования и авиационной техники
ФГУП «ГосНИИАС» уделяет большое внимание вопросам сертификации авиационной техники.
Специалисты института имеют право проводить сертификацию по 3-м направлениям:
Наши специалисты вовлечены в процессы сертификации самолёта нового поколения МС-21.
Проводится обучение специалистов авиационной отрасли страны.
Ведётся международная деятельность по совершенствованию отечественной системы сертификации.
|
|
|
|
|
 |
Разработка стандартов, методов и методик сертификационных испытаний авиационной техники, программного обеспечения и оборудования
ФГУП «ГосНИИАС» ведёт большую работу по совершенствованию методов сертификации, разработке и внедрению стандартов, соответствующих последним требованиям ИКАО.
Осуществляется непрерывное взаимодействие с АР МАК и Росавиацией.
Специалисты института принимают участие в создании не только отечественных стандартов, но и участвуют в международных группах, таких как RTCA, EUROCAE, SAE и др.
Разрабатываются программные средства, снижающие затраты на разработку ФПО и проектирование АТ. Ведётся международная деятельность по гармонизации отечественных и зарубежных стандартов сертификации.
|
|
|
|
|
 |
Проведение квалификационных и сертификационных испытаний авиационной техники, бортового оборудования и вооружения
ФГУП «ГосНИИАС» создавался в 1946 году, как институт авиационного вооружения. За это время пройден путь от организации, специализирующейся на испытаниях авиационных пушек, до ведущего научно-исследовательского института, отвечающего за подотрасль авиационной промышленности России по разработке комплексов бортового оборудования гражданской и военной авиации, и созданию авиационного вооружения.
Наряду с различными методами моделирования особое место занимают натурные испытания. С этой целью в институте создана уникальная лабораторно-испытательная база, оборудованная как стендами и установками сторонних производителей, так и созданными специалистами ФГУП «ГосНИИАС» специализированными комплексами.
Институт проводит испытания оборудования летательных аппаратов и авиационных средств поражения на устойчивость к внешним воздействующим факторам на отдельные виды воздействий (температурные, акустические, электромагнитные и т.д.) и на комплексные, возникающие в различных режимах эксплуатации.
Проводятся расчётные оценки газодинамической устойчивости, безопасности использования в условиях воздействия электромагнитных полей и надёжности авиационной техники и авиационного вооружения. Постоянно ведутся работы по совершенствованию методик испытаний.
|
|
|
|
|