Проект Системы менеджмента качества ГосНИИАС
разработан в 1999 году, и в настоящее время осуществляется поэтапная его
реализация. Разработка проекта Системы менеджмента качества основывалась на
следующих предпосылках:
-
объективно существующие общие тенденции
повышения требований по качеству и подготовки России к вступлению во
Всемирную торговую организацию,
-
необходимость подтверждения лицензии для
выполнения оборонного госзаказа и сертификации Системы менеджмента
качества для привлечения иностранных партнеров и заказчиков,
-
наличие в институте установившейся системы
положительного опыта управления качеством собственной продукции и
продукции подотрасли авиационной промышленности, находящейся в сфере
ответственности института.
При разработке проекта Системы менеджмента
качества использовались следующие нормативные и
организационно-распорядительные документы:
-
Законы РФ: «О Стандартизации», «О
сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений»;
-
Международные стандарты ИСО 8402, 9000 в
редакции 1994 и 2000 годов, 10012-1-92, 10013, 10005-95, 12207, DO-178B,
DOD-2167A, MIL STD 498, IEEE 829;
-
Комплексы государственных стандартов РФ:
ЕСКД, ЕСПД, СРПП ВТ, КСОТТ, КСКК, ГСОЕИ и др.;
-
Приказы и распоряжения Федеральных органов
исполнительной власти.
Созданная система менеджмента качества
базируется на следующих базовых принципах обеспечения качества:
-
Развитие эффективных методов исследований
(математическое, имитационное, полунатурное моделирование, физическое
моделирование);
-
Создание и использование уникальной
экспериментальной базы (комплексов полунатурного моделирования и
испытательных стендов, формирование и целевое обновление парка
вычислительной техники);
-
Эффективная кадровая политика: планомерная
подготовка инженерно-технических и научных работников от обучения
студентов на базовых кафедрах ведущих ВУЗов и повышения квалификации
работников до аспирантуры и докторантуры;
-
Высокая авиационная технологическая
культура и элементы корпоративного воспитания.
Система менеджмента качества обеспечивает
выполнение определенных Политикой института, целей и задач в области
качества путем целенаправленного управления производственными процессами,
предоставления необходимых гарантий потребителю (заказчику) в области
качества выполняемых работ, выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, и
является неотъемлемой частью общей системы управления его научной,
производственной и хозяйственной деятельностью.
Система менеджмента качества отражает
особенности структуры института, используемые в работе технологические
процессы (методологии ведения работ) и требования к продукции и
предоставляемым услугам, предлагаемым на рынок.
Система менеджмента качества учитывает
особенности сферы интересов, назначения и миссии института, научных
направлений, задач и методов их решения, организационной и функциональной
структуры управления института согласно действующему Уставу. Она охватывает
все основные виды деятельности института, технологические процессы и виды
продукции, получаемой в результате этой деятельности и имеет целью
гарантировать соответствие продукции нормативным документам и договорам,
удовлетворение установленным и ожидаемым требованиям потребителя (заказчика)
при оптимальных затратах материальных ресурсов.
Система менеджмента качества построена с
учетом следующих основных принципов:
-
приоритетности требований потребителя;
-
предупреждения проблем качества;
-
комплексного решения задач обеспечения
качества на всех стадиях жизненного цикла;
-
личной ответственности высшего руководства
за эффективность работы СМК;
-
обеспеченности проводимых работ
необходимыми ресурсами;
-
ответственности, самоконтроля и
стимулирования персонала за качество;
-
использования экономических методов
обеспечения качества (оптимальное соотношение между затратами на
качество и получаемым эффектом).
Структурно Система менеджмента качества
института включает:
-
Лабораторию организации управления
качеством в качестве ядра системы,
-
общеинститутский блок, включающий органы
управления Системой менеджмента качества: Генеральный директор
института, представитель Генерального директора по Системе менеджмента качества, а также
функциональные отделы и службы управления,
-
несколько типовых блоков, охватывающих
подразделения, занимающиеся определенными однородными видами
деятельности, результатом которой являются научно-техническая продукция,
программные продукты, товарная продукция или услуги,
-
несколько блоков, относящихся к конкретным
проектам, выполняемым группами подразделений института,
-
блок информационной поддержки в части
документального, нормативно-технического и метрологического обеспечения.
В настоящее время институт является
многопрофильным предприятием, основными видами деятельности которого
являются:
-
выполнение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ (НИР и НИОКР) и сопровождение ОКР,
-
разработка алгоритмов и математического
обеспечения (программных продуктов),
-
разработка и производство товарной
продукции (приборов и оборудования),
-
оказание услуг в виде испытаний изделий
заказчика (потребителя),
-
оказание услуг связи и обработки
информации и документов заказчика (потребителя),
-
учебно-педагогическая деятельность
(аспирантура, кафедры ВУЗов, практика студентов, профессиональное
обучение и переподготовка кадров).
Научно-исследовательская деятельность,
основанная на творческом начале ее субъектов, является наиболее сложной с
точки зрения регламентации ее какими-либо нормами и рамками. Управление
качеством в этой сфере обеспечивается за счет совершенствования
организаторской деятельности по эффективному управлению выполнением НИР и
НИОКР, менеджмента науки на основе современных стандартов и технологий,
таких как управление знаниями, проектное управление, управление на основе
процессного подхода и риск-ориентированного мышления.
В последнее время товарным продуктом института
является программное обеспечение различного назначения и институт на базе
развития и использования информационных технологий достиг значительных
успехов в этом направлении деятельности. Все процессы разработки,
тестирования, верификации, подготовки к сертификации и осуществления
сертификации программного продукта компьютеризированы. Вся сопроводительная
документация создается и предается заказчику в электронном виде по всем
правилам управления документацией и конфигурацией. Эти процессы в полной
мере удовлетворяют требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
Эффективное функционирование Системы
менеджмента качества обеспечивается системой организационных, нормативных и
методических документов.
Система менеджмента качества ФАУ «ГосНИИАС» имеет сертификаты:
|