Импортозамещение МС-21: Инновационные технологии и разработки ГосНИИАС

ФАУ «Государственный
научно-исследовательский институт авиационных систем» (входит в состав
НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского») участвует в программе
импортозамещения самолета МС-21 в рамках государственного контракта
Минпромторга РФ. Головным исполнителем программы импортозамещения
авиалайнера является корпорация «Иркут». Все работы в рамках программы
проводятся в широкой кооперации отечественных предприятий
промышленности и научно-исследовательских институтов.
ФАУ «ГосНИИАС» является соисполнителем
контракта в части отработки взаимодействия всех самолетных систем. Для
решения данной задачи совместно с корпорацией «Иркут» был создан
полунатурный испытательный стенд отработки и интеграции комплекса
бортового оборудования (далее – КБО) самолета МС-21 – «Электронная
птица», располагающийся на территории института. Специалисты ФАУ «ГосНИИАС»
являются разработчиками уникальной имитационной среды, которая позволяет
связать модель самолета с реальным бортовым оборудованием и заменить
любую из самолетных систем её имитатором. Также, институт активно
участвует в динамическом тестировании информационно-управляющего поля
кабины экипажа, форматов системы экранной индикации, логики системы
предупреждения экипажа на данном стенде.
Сегодня ФАУ «ГосНИИАС» принимает участие в
сертификационных испытаниях двигателя ПД-14, разработанного корпорацией
ОДК, в рамках которых проводят отработку информационного взаимодействия
системы управления ПД-14 с КБО воздушного судна на «Электронной птице».
Разработанный корпорацией ОДК специально для стенда имитатор двигателя
ПД-14 оборудован реальными электронными блоками двигателя, что даёт
уникальную возможность отработать взаимодействие авионики самолёта и
электроники двигателя в режимах, которые опасно или невозможно
отработать в рамках натурных работ на самолёте. Отработка на стенде
позволяет многократно воспроизводить все процедуры управления
двигателем, соответствующие этапам полёта по заданному маршруту: от
запуска двигателей для дальнейшего взлета и до их выключения после
посадки.
Специалисты ФАУ «ГосНИИАС» в рамках
программы импортозамещения принимают активное участие в работах по
замене зарубежных пультов управления в кабине экипажа на пульты
отечественного производства, ведут работы по их интеграции с КБО
самолета. Так, например, уже сегодня проведена интеграция и отработка
взаимодействия потолочного пульта кабины экипажа, разработанного
Ульяновским конструкторским бюро приборостроения (УКБП), с системами
управления воздушного судна.
Отдельным направлением работ является
участие специалистов института в модернизации информационно-управляющего
поля кабины экипажа и отработке систем самолетовождения, для создания
оптимального интуитивно понятного интерфейса для пилотов
импортозамещенного самолёта МС-21-310.
«Электронная птица» сегодня позволят
ускорить процессы интеграции нового отечественного оборудования, даёт
возможность отечественным разработчикам находить и устранять недочёты
программно-математического обеспечения и аппаратных решений до установки
оборудования на борт, тем самым повышает безопасность и эффективность
лётных испытаний, экономит ресурсы и, в конечном итоге, приближает время
выхода лайнера на рынок.
|