15 лет со дня первого полета SSJ-100: инновационные технологии и разработки ГосНИИАС

В рамках программ импортозамещения
воздушных судов гражданской авиации в ГосНИИАС (ФАУ «ГосНИИАС», входит в
НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») был разработан полунатурный
испытательный стенд «Электронная птица» самолёта SSJ-NEW для отработки и
интеграции комплекса бортового оборудования (далее – КБО) и его
программного обеспечения. Уникальный научно-технический задел института
нашел применение не только в работах над новым импортозамещенным
авиалайнером, но и над его предшественником – Sukhoi Superjet 100 (далее
SSJ-100).
15 лет назад состоялся первый полет
самолета SSJ-100. Тогда в институте еще не существовало «Электронных
птиц», однако активно проводились исследования в рамках
научно-исследовательских работ (далее – НИР) по созданию перспективного
КБО в рамках концепции интегрированной модульной авионики (далее – ИМА).
Технология ИМА была применена в части КБО на борту нового перспективного
гражданского суперджета.
Координатором и головным исполнителем НИР
стал ГосНИИАС, так как компетенции института позволяют не только
руководить работами высокой сложности, но и проектировать наиболее
перспективные и эффективные решения в области авиационных систем.
Концепция ИМА предполагала унификацию программного обеспечения и его
отделение от аппаратной части, сокращение сроков сертификации и
модернизации и, кроме того, переход к модульной авионике – это один из
предварительных этапов будущей интеллектуализации КБО.
Основными работами ГосНИИАС для SSJ-100
стала разработка пилотажных тренажеров для подготовки экипажа. Прежде
чем приступить к регулярным полетам пилоты должны пройти тренировки,
которые включают в себя отработку процедур управления для всех этапов
полета и отработку нештатных ситуаций. В создании таких тренажеров
принимал участие ГосНИИАС.
По заказу компании «Гражданские самолеты
Сухого» (далее – ГСС) институт должен был разработать программное
обеспечение для комплексных пилотажных и процедурных тренажеров. В 2006
году между ГСС и ГосНИИАС был заключен договор на разработку и
интеграцию в вычислительный комплекс тренажера математических моделей
общесамолетных систем, вспомогательной силовой установки, двигателей,
аэродинамики, системы дистанционного управления, а также на разработку и
проведение квалификационных тестов для сертификации тренажера. Итого
было разработано и интегрировано 28 математических моделей.
В рамках работ над тренажерами в ГосНИИАС
был разработан интеграционный стенд, который служил прототипом
процедурных тренажеров. Пилоты, проводившие тестирование стенда,
отметили его удобство и функциональность, а главное – приближенность
имитации к реальному полету. Впоследствии именно на основе этого стенда
были разработаны процедурные тренажеры самолета SSJ-100.
И сегодня, и тогда инновационные
технологии ГосНИИАС – это критические технологии в вопросах создания
перспективных воздушных судов. Со временем научно-технический задел
института совершенствуется, а компетенции ученых – повышаются. Ведь
авиация является высокотехнологической и наукоемкой отраслью, а создание
авиационной техники невозможно без проведения научно-прикладных
исследований, концептуального проектирования, а также моделирования и
прототипирования.
|